Детский сад №10 города Павлово на Оке
Советы специалиста: «Если ручки разомнём – речь в порядок приведём!»
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с окружающими и общее интеллектуальное развитие. Согласно статистике, количество детей с нарушениями речи в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Причём увеличилось количество дошкольников именно с тяжелыми нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи. Одним из ведущих признаков общего недоразвития является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична (неправильное использование падежных форм, ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода, отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными) и недостаточно фонетически оформлена (грубые нарушения звукопроизношения и восприятия звуков речи). Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной (внешней) речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. У учителей – логопедов существует определённый сложный алгоритм действий, необходимый для помощи таким детям. А для большинства родителей любые, даже самые незначительные проблемы в развитии речи их малышей – это множество вопросов, переживаний. Если же ребёнок практически не говорит или речь его малопонятна – это и вовсе «семейная трагедия». Данная статья в помощь тем родителям, которые хотят помочь своим детям и задаются вопросом, как это осуществить. Ответ на данный вопрос на первый взгляд достаточно парадоксальный, но в действительности научно обоснован и в большинстве случаев оправдан на практике. Одним из важнейших стимуляторов развитие речи является «пальчиковая гимнастика». Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции, что отражено в исследованиях Кольцовой М.М. Именно эти два уже подтвержденных научно факта, позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо. Мелкая моторика развивается игрой. Сначала малыш учится хлопать в ладоши, сжимать-разжимать пальчики руки, осваивает «Сороку-белобоку» и «Козу рогатую» – все это неспроста. Тренируют руку кубики и сбор пирамидки или матрешки, игра в машинки или причесывание куклы, игры с прищепками. Дети постарше с удовольствием рисуют (есть специальные «пальчиковые» краски для самых маленьких), лепят из теста или пластилина, собирают конструкторы, работают с массажерами (валики, скалочки, “ёжики”, мячики, орехи), складывают крупы в баночки, нанизывают бусинки на леску… Одним из любимейших видов пальчиковой гимнастики для детей является пальчиковый театр. Кроме этого, существует целый ряд игр и игрушек, направленных на развитие мелкой моторики. Например, всевозможные «развивающие коврики». Детям предлагается плести веревочные косички, застегивать пуговки, завязывать узелки
Эти и другие приемы развития мелкой моторики несомненно широко могут использовать в своей практике как учитель – логопед, так и неравнодушные родители. Пальчиковая гимнастика является обязательным компонентом любого логопедического занятия. На базе МБДОУ детского сада №10 г. Павлово была разработана авторская система упражнений пальчиковой гимнастики, повышающей эффективностьлогопедической работы (упражнения пальчиковой гимнастики по всем лексическим темам; упражнения пальчиковой гимнастики, которые следует выполнять в парах или в группах; отдельные упражнения с элементами дыхательной гимнастики). Данная система упражнений представлена в стихотворной форме и помогает решить ряд задач: · развитие мелкой моторики; · уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам (например, «Овощи», «Фрукты», «Времена года», « Дикие и домашние животные», «Перелётные и зимующие птицы» и др.); · развитие общих речевых навыков; · развитие коммуникативных способностей, связной речи, речевого общения; · совершенствование грамматического строя речи; · активизация и совершенствование работы органов речевого аппарата; · развитие слухового внимания и фонематического (речевого) слуха. 5 октября 2016 в 16:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.